Eng

Москва   +7 (495) 921-0580
Санкт-Петербург   +7 (812) 702-8064
Краснодар   +7 (861) 298-0986

Основа успеха в современных рыночных условиях

Питер БУРМЕЙСТЕР

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Старый Завет, Притчи, глава 6:6

Я уже не помню, когда впервые услышал это напутствие из Ветхого Завета, процитированное выше, но, должно быть, я тогда был еще очень молод. Идея казалась слишком простой и очевидной, чтобы воспринимать ее в серьез: трудись, как муравей, используй продуктивно каждый час — и ты будешь вознагражден.

Я не осознавал сути сказанного до тех пор, пока не прочитал замечательную книгу иудейского священника и писателя Нилтона Бондера «Каббала денег» («The Kabbalah of Money», Shambala Publications, 2001). Раввин Бондер заставляет нас заглянуть «под слой очевидности», задуматься и увидеть реальный смысл этих древних слов.

«Раввины, — говорит Бондер, — объясняют, что муравьи — это символ работы впустую: им нужно всего два зернышка пшеницы для того, чтобы выживать в течение целого сезона, и все-таки они постоянно трудятся».

Я работал менеджером в полиграфической компании. Моими основными задачами были — повысить объем продаж и прибыльность. Моя работа включала в себя стратегическое планирование, управление продажами и маркетинг, контроль процессов внутри предприятия, контроль качества и управление производством. В течение моей 30-летней карьеры в полиграфической отрасли я видел множество примеров работы впустую.

Владельцы и менеджеры, которых я знал, работали долгие часы, часто лишь за малую толику тех денег, которые они могли бы получить, работая в других местах. Как это ни печально, некоторые из них в итоге разорились, смирившись с фактом, что долгие часы интенсивного труда не всегда ведут к успеху в бизнесе. Именно поэтому вслед за осознанием, что невозможно все делать самому я понял, что нужно взращивать кадры.

Важность человеческих ресурсов

Для того чтобы быть способным интегрировать разных людей в единую систему и с их помощью повышать экономические показатели своей фирмы, требуется особое управленческое мышление. Люди — это актив, такой же, как деньги на счету, оборудование и инвентарь или дебиторская задолженность. Люди — самый жизненно важный компонент капитализации компании, хотя этот факт в прямую не отображается в цифрах бухгалтерских отчетов. Подобно управлению финансами, не менее важно управлять человеческими ресурсами.

Сотрудники компании — это актив, который нужно беречь и развивать для того, чтобы он набирал ценность. Способность что-либо производить и выгодно продавать, крайне важна для здоровья компании, а создают эту способность люди.

Качество работы сотрудника прямо или косвенно влияет на результат деятельности всей фирмы. Пусть не сразу, но это влияние будет сказываться. Способности и усилия — два главных компонента человеческого капитала. Способности могут быть определены во время приема на работу. Впоследствии их можно развивать через обучение. Желание прилагать усилия может быть усилено через мотивацию персонала. Работа руководителя состоит в том чтобы, усиливая эти два компонента, постоянно наращивать потенциал сотрудников, также как наращиваются другие активы компании. Вообще хорошее управление кадрами — это отдельный труд, который помогает достичь ощутимых результатов, выражающихся в цифрах в финансовых отчетах.

Функции управления кадрами включают в себя: отбор, оценку, найм, обучение, сохранение и мотивацию квалифицированного персонала. Все компании пытаются делать это, но для того, чтобы делать это хорошо, нужно знать как. Опытные «кадровики» могут приносить большую пользу, но большинство компаний полиграфической отрасли не имеют этих специалистов в штате. Если в вашей компании дело обстоит именно так, то необходимо учиться работать с людьми самому. Ниже приводятся несколько способов мотивации персонала:

Создание эффективной команды

Действительно ли ваши сотрудники представляют собой команду или то, что вы называете «командой», в действительности, не более чем группа людей, которых просто собрали вместе, и у каждого из которых есть определенные обязанности и свой отрезок работы? Наверное, каждый из нас помнит времена, когда в нашей компании преобладал командный дух и весь коллектив работал, как хорошо смазанный и устойчиво работающий механизм. Также мы видели «коллективы», которые совершают дорогостоящие грубые ошибки и лишают акционеров прибыли.

Если в вашей организации есть проблемы с созданием команд (в некоторых фирмах имеются специальные отделы по организации командной работы), обратите внимание на то, из кого состоит коллектив каждой такой рабочей группы. Совместимы ли члены команды? Имеют ли они взаимодополняющие профессиональные навыки? Может быть, все члены команды имеют похожие личностные сильные и слабые стороны? Или может быть команда парализована разными политическими взглядами ее членов? Один из способов оценки членов команды — психологическое тестирование. Недорогие инструменты тестирования широко доступны, и менеджеры часто говорят о том, что личностные профили, которые эти инструменты производят, поражают всесторонностью оценки сотрудников.

Хэнк Плоткин, автор книги «Создавая успешную команду» («Building a Winning Team» (Griffin Publishing, 1997) пишет: «У Вас могут быть прекрасные способности, опыт, образование и навыки, но, если Вы не разделяете ценности, культуру и личностный профиль организации, от этого никогда не будет толку».

Плоткин — один из горячих сторонников тестирования. Я также придерживаюсь этой позиции. При этом сравнительно небольшое количество компаний использует возможности, которые открывает 20-минутное тестирование стоимостью около 100 долларов (для большей информации вы можете связаться с Джоном Хайдом (John Hyde) из отдела консультационной помощи и сервиса (consulting service department) ассоциации NAPL по телефону +1 201 634 9600).

Тайм-менеджмент

Как часто мы слышим, что в дне не хватает часов! Можно ли увеличить продолжительность дня? Что, если бы Вы могли трудиться на 15-20% процентов эффективнее в рамках рабочего дня?

Хорошая новость заключается в том, что это возможно. Потребуется дисциплина, приверженность делу и, блок управления временем, такой как Franklin Planner (доступен через Franklin Covey Inc.) или системы My Tyme (published LMI Inc.). В отличие от традиционных календарей, бумажных или электронных, настоящие планирующие системы позволяют устанавливать приоритеты, как в деловой, так и в частной жизни, так что в любой момент можно увидеть, что является действительно важным на повестке дня.

Такие планировщики часто помогают уменьшить или начисто избавиться от беспорядка на рабочем столе, позволяя создать функциональное рабочее место. Помните, что время, потраченное в поиске затерявшихся документов, потеряно. Это отвлекает от работы и приводит к «нервотрепке», депрессии и истощению, не говоря уже о возможном негативном влиянии на конечный результат.

Бизнес-Этика

Могут ли слова «бизнес» и «этика» использоваться в одной и той же фразе? Предыдущие статьи о ряде скандалов в полиграфической отрасли (имеется ввиду американское издание The Printing News — прим.ред.) указывают, что бизнес и этика все еще противоречат друг другу. При этом, судя по новостям, за неэтичное поведение в бизнесе приходится платить высокую цену, когда в дело вмешиваются правоохранительные органы.

Многие компании говорят об этичном поведении, но верят ли они в бизнес-этику в действительности? Меня очень тронули слова руководителя одной известной корпорации, которые я прочитал в книге Майкла Новака, «Бизнес как призвание» («Business as a Calling», The Free Press, 1996): «Я всегда верил и верю в то, что одна из самых удовлетворяющих вещей в жизни — это создавать высокоморальную и этичную атмосферу, в которой каждому человеку дается возможность и стимулируется желание реализовать свой Богом данный потенциал». Звучит хорошо, не правда ли? Знаете, кто это сказал? Это был Кен Лэй (Ken Lay), бывший руководитель Enron Corp. Лэй, сын баптистского священника, вероятно, имел очень сильные ценности и самые лучшие устремления, когда начинал свою карьеру. Однако, мало помалу, он стал участвовать в делах, которые впоследствии привели «Энрон» и его самого к постыдному концу.

Неэтичное поведение бросает тень на организацию. В коротком промежутке времени оно может принести плоды, но, в конечном счете, это приводит к падению ценностей среди персонала. Это всегда закономерно. Отсутствие ценностей и беспринципность персонала ведет к тому, что постепенно клиентская база теряет лояльность и утекает к тем, кто предлагает самую выгодную цену. Ну а менеджмент начинает блюсти исключительно свои собственные интересы в ущерб общему делу.

Я выживу!

Важно понять, что за последние 20 лет климат на рынке в значительной степени изменился. Конкуренция значительно выросла, а все ниши кажутся занятыми. Кроме качества товара становится важным качество самой работы. Тут дело не столько в вежливости персонала, сколько в его адекватности и профессионализме. Вести бизнес так, как мы делали это еще в недавнем прошлом — верный путь к упадку. Компании, которым удается пережить текущий спад, — это те компании, которые находятся в непрерывном стремлении улучшить продукт и качество обслуживания. Такие фирмы, как сильные партнеры, нужны всем и их ищут на рынке, как надежных людей или выгодные деловые связи.

Я полагаю, что, только концентрируясь на людях, которые составляют сердце и душу наших компаний, мы можем уверенно смотреть в будущее. Человеческие ресурсы представляют собой огромный потенциальный капитал; большинство компаний только начали это понимать. Примите новую философию и начните концентрироваться на людях в вашей организации, преобразовывая ваш бизнес в основанную на человеческих ресурсах организацию. «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым». Трудиться нужно с умом, выбирая и фокусируясь на самом главном.

© Перевод Екатерины Бартик, под ред. П. В. Базунова.

Ещё в рубрике «Об управлении полиграфическим предприятием»

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЗАДАТЬ ВОПРОС
ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС